Московский Государственный музей Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино

С петербургским коллекционером и антикваром А. Леляновым специалисты Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино сотрудничают более трех лет. Опыт и профессиональные знания Антонина Лелянова востребованы для пополнения фондов нашего музея, одного из крупнейших в России. Особенно важным для музея это сотрудничество стало при подготовке экспозиций и выставок, на которых необходимо представить предметы дворцовых интерьеров и дворянского быта XVIII-XIX веков. Значительная часть предметов, приобретенных у коллекционера, включена в экспозиционное пространство выдающегося московского памятника архитектуры эпохи зрелого классицизма – дворца Н.А. Дурасова в усадьбе Люблино. Это осветительные приборы, предметы мебели, портреты, настольные часы, русский бисер, изделия из фарфора, фаянса, стекла и другие. Некоторые экспонаты, поступившие от А. Лелянова, крайне редко встречаются на антикварном рынке, другие – сохранились в единичных экземплярах.
Так, приобретенная у А. Лелянова люстра из рубинового стекла, датируемая 40 -ми годами XIX века, стала украшением дурасовского дворца. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея подтвердила первоначальную экспертизу владельца о принадлежности ее к памятникам работы русских мастеров и редкую многослойную технику изготовления из стеклянной массы «медный рубин».
Экспертизы, представленные из антикварного салона А. Лелянова, отличаются основательностью, показывают хорошее «знание предмета» самим владельцем и кругом специалистов, которые привлекаются для первоначальной атрибуции культурных ценностей.
Превосходный образец осветительного прибора крупной формы – люстра стеклянная с полихромной цветочной росписью по накладному граненому стеклу XIX века также приобреталась музеем для дворцового интерьера. Место ее производства – Императорский стеклянный завод. Предмет прекрасно сохранился, что является редкостью для такого хрупкого материала как стекло. Специалисты музея при обсуждении вопроса о закупке люстры отметили не только ее антикварную ценность, но и «музейный» уровень. Следует отметить, что все предметы, которые приобретаются музеем, сразу входят в музейный фонд Российской Федерации, что является неоспоримой оценкой их историко-культурного и художественного значения.
Основным критерием отбора предметов для включения в музейный фонд является их подлинность. Мы с большим вниманием относимся к тем предметам, которые несут на себе следы бытования, чем к тем, которые прошли так называемую «антикварную реставрацию». Особенно это относится к образцам мебели. Так было и с туалетным столиком, на который обратил наше внимание Антон Эрнестович при очередном посещении его салона.
Столик для туалетных принадлежностей, выполненный из дерева, на первый взгляд не выглядел как предмет музейного уровня — конструкция его была расшатана, один из выдвижных ящиков и зеркало отсутствовали, поверхность древесины имела большие потертости и царапины. Выполненная в музее экспертиза с привлечением специалистов по мебели и реставраторов подтвердила атрибуцию антиквара. Столик атрибутирован как предмет второй половины XVIII века работы русских мастеров. После завершения проводимой в музее комплексной научной реставрации он будет показан в интерьерной экспозиции театральной школы в Люблине.
Увлеченность коллекционера своим делом, широкий кругозор позволяют А. Лелянову выполнять «заказы» музея по поиску будущих экспонатов. Для Домика Петра I в Коломенском с помощью А. Лелянова удалось приобрести настольные часы петровской эпохи. Специалисты ГИМа, представившие нам экспертизу на часы, подтвердили их музейный уровень и определили как работу немецкого мастера Поша первой четверти XVIII века. Корпус часов в виде шестигранной латунной коробки на шести фасонных ножках типа «шар в лапе с крыльями» характерен для немецких настольных часов в стиле барокко.
Сотрудничество музея с А. Леляновым не ограничивается простой формулой «продавец-покупатель». Это скорее увлекательный нескончаемый диалог о вещах, их бытовании, о прошлых владельцах, о событиях в культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга и многом другом, что позволяют себе люди, беззаветно преданные сохранению культурного наследия прошедших эпох.

Share